Особенности учета обособленных подразделений

09.05.2014

Регистрация обособленных подразделений

В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ в случаях изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений на основании сообщений  (по форме № С-09-3-1) , представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с п.2 ст.23 НК РФ:

Налогоплательщики - организации обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации:

- обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

 Согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст.119  и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Согласно п.1 ст.116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Согласно п.2.ст116 НК РФ ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

 

О представлении в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год

Абзацем третьим п. 3 ст. 80 НК РФ установлено, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются в налоговый орган по месту нахождения организации.

В соответствии с п.2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

 

О ведении кассовых операций, кассовой книги

С 1 июня 2014 года вести кассовые операции и оформлять кассовые документы согласно Указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

до 01.06.14г. Требование Положения Банка России от 12 октября 2011 года N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации"  должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением.

Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения (п.15 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470.)

НДФЛ. О представлении налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц в налоговые органы.

Организации, являющиеся налоговыми агентами и имеющие обособленные подразделения, сведения о доходах физических лиц в отношении работников головной организации представляют в налоговые органы по месту своего учета (месту нахождения), а в отношении работников обособленных подразделений - по месту учета организации по соответствующему обособленному подразделению (Письма ФНС России  от 30.05.2012 г. № ЕД-4-3/8816@).

При заполнении Справки о доходах, полученных работником от работы в обособленном подразделении организации, в п.1.1 р.1 Справки указываются ИНН организации, КПП по месту нахождения обособленного подразделения организации, а в п.1.3 р.1 Справки указывается код ОКАТО по месту нахождения обособленного подразделения организации (от 7 февраля 2012 № ЕД-4-3/1838,Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-06/8-103).

Если в течение месяца работник официально трудился и по месту головной организации, и в обособленном подразделении, НДФЛ необходимо исчислить, удержать, перечислить налог в бюджет  по каждому месту учета организации с учетом отработанного времени. 

Страховые взносы

В соответствии с п. 8 ст.24 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи оплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

П.8 ст.243 НК РФ установлено, что обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

В целях применения п.8 ст. 24 Закона N 167-ФЗ налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производят уплату страховых взносов централизованно по месту своего нахождения.

В этом случае такие организации декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляют по месту своего нахождения.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате страховых взносов, а также представляют декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам по месту своего нахождения.

НДС

На основании ст. 143 НК РФ обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются.

Организациям, при реализации и приобретении организацией товаров через свои обособленные подразделения необходимо учитывать особенности  заполнения счетов-фактур (ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.04.2012  № 03-07-09/35)

Налог на прибыль

Филиалы или иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на прибыль по месту своего нахождения.

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является  любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ст. 55 ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Особенности исчисления налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения

Согласно ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Уплата налога осуществляется начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных ст. 311 НК РФ.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Соответственно, между бюджетами субъектов Российской Федерации (до 1 января 2005 г. - между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований) по месту расположения организации и ее обособленных подразделений подлежит распределению налог на прибыль в виде:

- доплаты налога по итогам налогового периода (доплата за год);

- авансовых платежей по итогам отчетного периода (доплата за квартал или месяц);

- ежемесячных авансовых платежей на следующий квартал;

- налога с налоговой базы переходного периода;

- налога с доходов инвестора от выполнения соглашения о разделе продукции (только в части территории по местонахождению участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения).

Налог на прибыль с доходов в виде процентов, полученных (начисленных) по государственным и муниципальным ценным бумагам, в виде дивидендов от долевого участия в иностранных организациях, а также налог, удерживаемый налоговым агентом (источником выплаты доходов), зачисляется только в федеральный бюджет.

Налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, вправе не осуществлять распределение сумм налога по этим подразделениям. Сумма налога может быть уплачена через одно подразделение исходя из совокупных показателей по всем подразделениям. При этом налогоплательщик обязан проинформировать о принятом решении налоговые органы, в которых состоят на учете подразделения.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган, в случае если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Учитывая порядок распределения суммы авансового платежа, приходящегося на обособленное подразделение, установленный ст. 288 НК РФ, можно сделать вывод, что эта сумма является расчетной величиной, исчисляемой налогоплательщиком самостоятельно, исходя из арифметически определяемой (а не фактически сложившейся) доли прибыли организации в целом, приходящейся на это обособленное подразделение. Каких-либо исключений из вышеуказанных правил расчета авансовых платежей по налогу на прибыль для вновь созданных или ликвидированных в течение налогового периода налогоплательщиками обособленных подразделений действующее законодательство не предусматривает.

С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.03.2012 г. №19-ФЗ ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, при уплате налога (авансовых платежей) по этой группе определяет (п. 7 ст. 288 НК РФ):

1) показатели d и p для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитываемые по следующим формулам:

 

, ,

 

где d* - определенная в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи величина прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений;

D - величина совокупной прибыли консолидированной группы налогоплательщиков;

p* - сумма налога, исчисленная по каждой из организаций, вступивших в консолидированную группу налогоплательщиков, и по каждому из их обособленных подразделений за 2011 год, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и заявленная в налоговой декларации, представленной в налоговые органы в срок не позднее 28 марта 2012 года (без учета изменений, внесенных в налоговую декларацию после указанной даты);

P - совокупная сумма налога всех участников консолидированной группы налогоплательщиков, исчисленная за 2011 год по ставкам, установленным в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 статьи 284 НК РФ, и определяемая на основании сведений, указанных в налоговых декларациях, представленных организациями, вступившими в консолидированную группу налогоплательщиков, в налоговые органы в срок не позднее 28 марта 2012 года (без учета изменений, внесенных в налоговые декларации после указанной даты);

2) долю прибыли каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы как показатель g, рассчитываемый по следующим формулам:

в 2012 году: g = 0,2 x d + 0,8 x p;

в 2013 году: g = 0,4 x d + 0,6 x p;

в 2014 году: g = 0,6 x d + 0,4 x p;

в 2015 году: g = 0,8 x d + 0,2 x p;

3) величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения рассчитанного в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта показателя g на совокупную прибыль группы;

4) сумму налога (авансовых платежей), приходящуюся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, по которым налог (авансовые платежи) уплачивается в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исчисляемую исходя из величины прибыли, рассчитанной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта, и ставки налога, действующей на территории, где расположены участник консолидированной группы налогоплательщиков или его обособленное подразделение.

Транспортный налог

Транспортный налог относится к региональным налогам и вводится в действие законами субъектов РФ.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Поэтому исчисление и уплата этого налога должны осуществляться в соответствии с действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества признается: для транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ.

 

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

Поэтому перед тем, как платить транспортный налог, необходимо проверить дату постановки автомобиля на учет в ГИБДД, свидетельство  о регистрации ТС с уточнением собственника (владелец) (Наименование, адрес)  и уведомление о постановке на учет в налоговом органе. От данной информации будет зависеть, куда  перечислять транспортный налог и по каким ставкам.

Земельный налог

Земельный налог относится к местным налогам. Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом принадлежащим им земельном участке пользования.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Для Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105  "О земельном налоге в Санкт-Петербурге"

Статистическая отчетность

Обязанность по сдаче статистической отчетности возложена на:

Российские организации и их обособленные подразделения;

Филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных компаний;

Предпринимателей.

Сдавать отчетность необходимо в региональное управление Росстата по местонахождению компании (ее филиала).

Информация размещена на сайте gks.ru в разделе «Территориальные органы (ТОГС)».

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации - влечет наложение административного штрафа в размере  от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях на основании ст. 23.53 КоАП РФ. Постановление о штрафе территориальные органы вправе вынести не позднее чем через два месяца после того, как истек срок сдачи отчетности.

 

Другие советы