В ходе восстановления бухгалтерского учета расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами решаются следующие задачи:
Установление наличия и правильности оформления документов по поставке товарно-материальных ценностей (договоры, акты сверки расчетов);
Оценка правильности осуществления и учета расчетов за полученные и поставленные материальные ценности и услуги, оплаченные денежными средствами, с использованием векселей, путем зачета взаимных требований;
Определение правильности оценки полученных и отгруженных товаров (работ, услуг) при бартерных сделках;
Подтверждение полноты и своевременности оприходования полученных товаров и учета выполненных работ;
Установление правильности оформления и отражения в учете полученных и выданных авансов, предъявленных претензий:
Проверка правильности отражения по соответствующим статьям баланса сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
Исследование причин и давности образования задолженности по расчетам, определение реальности и пути погашения дебиторской задолженности.
Основными источниками для проведения восстановления бухгалтерского учета расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами служат следующие документы:
Договоры на поставку (отгрузку) товарно-материальных ценностей;
Договоры на выполнение работ, оказание услуг;
Акты сверок (инвентаризации) расчетов, протоколы о зачете взаимных требований;
Платежные документы;
Счета-фактуры, полученные от поставщиков;
Счета-фактуры, выставленные покупателям;
Журнал регистрации счетов-фактур полученных от поставщиков;
Журнал регистрации счетов-фактур выставленных покупателям;
Книга покупок;
Книга продаж;
Журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;
Учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 60,62,58,76,79,99
Главная книга;
Итоговая (годовая) и промежуточная отчетность.
В соответствии с основными задачами восстановления бухгалтерского учета расчетов можно выделить следующие направления восстановления учета:
Восстановление бухгалтерского учета с поставщиками,
Восстановление бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками,
Восстановление бухгалтерского учета с разными дебиторами и кредиторами,
Восстановление бухгалтерского учета прочих расчетов.
Типичные ошибки, выявленные при проверке и восстановлении бухгалтерского учета расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками), а также прочими дебиторами и кредиторами:
Отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или их неполное оформление;
Неоприходование ТМЦ, полученных от поставщиков, что ведет к нарушению учетной политики в части требования полноты отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
Подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат (перечислений по расчетному счету);
Неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков; неправомерное возмещение НДС из бюджета;
Нарушение методологии бухгалтерского учета (неправильная корреспонденция счетов, несовпадение данных аналитического и синтетического учета);
Формальное проведение инвентаризации расчетов (несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия);
Неправильное оформление и предъявление претензий по договорам.
Восстановление бухгалтерского учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами, а также прочих расчетов (расчетов по совместной деятельности, расчетов по договору простого товарищества, расчетов с аффилированными лицами, расчетов по экспортно-импортным операциям) организуется, в случае наличия данных расчетов в деятельности предприятия.
Вопросы и консультации Вы можете заказать через форму обратной связи и (или) позвонить по телефону +7(911) 818-03-77.
Другие советы